Интернет-технологии в практике городской поликлиники — интервью с главным врачом ММЛПУ «Городская поликлиника № 7», к.м.н. Н.Е.Зольниковой в телеэфире

Программа «Вести Регион-Тюмень» на телеканале «Россия» 11.12.2009 в 20.30 и 12.12.2009 в 8.10; 11.20 и 14.20

Современные информационные и телекоммуникационные технологии все активнее входят в жизнь муниципального здравоохранения Тюмени.

В городской поликлинике № 7 г.Тюмени хорошо понимают, что многие актуальные вопросы , такие, как доступность медицинской помощи, оперативное информирование пациентов, работа с обращениями граждан могут эффективнее решаться с помощью современных коммуникационных, прежде всего — Интернет-технологий и технологий с использованием различных мобильных коммуникационных систем — от сотовых телефонов и коммуникаторов до нетбуков. Сегодня мы уже проводим по интернету запись больных на прием к врачу, регулярно обновляем на наших сайтах оперативную информацию по текущей эпидобстановке, ведем дистанционные школы для пациентов с хроническими заболеваниями.

Наша концепция использования интернета, как проводного, так и беспроводного — проста: использование готовых технологий для решения задач сегодняшнего дня с минимальными затратами и максимальной эффективностью.

Сегодня любое уважающее себя и своих клиентов предприятие имеет свою страницу в интернете. В подавляющем большинстве — это просто сайт — визитка, в лучшем случае сообщающий информацию (содержащий сведения) о видах деятельности предприятия, именах топ-менеджеров, контактных телефонах и адресе.

Не отрицая полезности подобных сайтов, мы создавали свои интернет-порталы прежде всего ориентируясь на сервисные возможности интернет-технологий. Интернет – это просто продвинутый вид коммуникации. Любая коммуникация-связь в идеале должна быть двусторонней, или, как модно сейчас говорить – интерактивной. Наши сайты созданы именно для взаимодействия с пациентами – это их основная функция, может быть, в ущерб внешнему виду. То есть наши сайты сделаны не для того, что бы ими любоваться, а для того, чтобы ими пользоваться.

Второй вопрос – цена коммуникационного решения. Сегодня интернет – самый дешевый вид связи, если не сказать – бесплатный. И сайт можно сделать бесплатно – причем так называемые интернет-движки для самостоятельного создания сайтов имеются в изобилии. Мы остановили свой выбор на сервисах Яндекса, думаю, понятно, почему. Авторитет этой службы очень высок не только в России, но и далеко за ее пределами. Достаточно сказать, что нашими респондентами, благодаря использованию сервисных функций Яндекса являются предприятия и физические лица – резиденты таких стран, как США, Израиль, Соединенное Королевство Великобритания, Австралия и Новая Зеландия.

Третий подход – максимальное использование возможностей, заложенных в так называемых социальных сетях. Потенциал этих сетей, а к ним относятся FaceBook, MySpace, Twitter, WordPress и, конечно, «одноклассники», mail.ru, Я.Ру – огромен. Технические решения, предлагаемые любой социальной сетью, просты в использовании и легко адаптируются для текущих задач здравоохранения. В интернете много блогов и сайтов, посвященных проблемам здравоохранения. При создании наших порталов мы старались максимально использовать возможности и сервисы уже действующих форумов, чатов, блогов, посвященных здравоохранению, причем как русскоязычных, так и англоязычных.

Сегодня мы предлагаем на своих порталах целый ряд сервисов – прежде всего это прямая связь с руководством нашего лечебного учреждения, то есть, зайдя на страницу «Кто есть кто в администрации поликлиники № 7» вы можете тут же отправить сообщение для главного врача, или одного из его заместителей. Содержание сообщения может быть любым – жалоба, предложение, ходатайство – цензура не предусмотрена, а анонимность гарантируется (хотя, конечно, сообщение должно быть подписано – неподписанные сообщения официально не принимаются, хотя и рассматриваются). На странице «Самозапись» можно легко записаться на прием к врачам-специалистам – кардиологу, неврологу, ревматологу, эндокринологу. Почему нет записи к участковым терапевтам? Вопрос изучается, он не так прост, как кажется, и дело здесь не в сложностях технического решения.

Безусловно, запись к врачу через интернет очень проста и удобна. Но в этой простоте и таится главная опасность – безответственное отношение наших сограждан к подобной видимой легкости попадания к врачу. Попросту люди будут забывать, что они записаны, и не приходить на прием. Если неявка на прием к узкому специалисту – это очень плохо для него и для тех пациентов, которые не смогли записаться, то неявка пациентов к участковым терапевтам – это, в масштабах поликлиники — уже катастрофа. И не столько для поликлиники, сколько для ее посетителей. Мы этого допустить не можем, поэтому пока только внимательно изучаем возможности интернет-технологий для улучшения доступности медицинской помощи. Кстати, опыт Перми в этом плане не вдохновляет – они столкнулись именно с этой проблемой.

И последнее. Ожидаемое включение всех лечебных учреждений Тюмени в отраслевую компьютерную сеть управления по здравоохранению должно также облегчить решение многих оперативных задач Тюменского здравоохранения, что должно, в конечном счете, привести к улучшению качества медицинской помощи.

Оставьте комментарий